17 мая в мультимедиа-арт-пространстве ЦЕХ* откроется выставка «Цифровые надежды» — специальный проект международной Биеннале экологического искусства
В рамках выставки будут показаны работы, в которых авторы из разных стран визуализируют неизбежность и необратимость многих природных процессов и вместе с тем дают нам надежду на обретение хрупкого мира с планетой Земля.
Цифровые технологии представляют сегодня богатейший инструментарий для современных художников, искусство которых исследует взаимопроникновение границ между рукотворным и природным, цифровым и физическим, а также органической и неорганической жизнью.
Медиатехнологии и большие данные изменили нашу оптику взгляда на природу, которая опосредована виртуальными способами репрезентации. Сама планета постепенно оцифровывается, превращаясь в геоинформационную систему, а реальность становится дополненной.
В современном мире технологии не просто дают нам возможность проникать в недоступные сферы жизни, но и сами наделяются субъективностью индивидуального сознания. Проект «Дикие мечты машины» (Artificial Wild Dream) Ронена Танчума (Ronen Tanchum) осмысляет скрытое пространство искусственного интеллекта — интерпретацию жизни машиной, ее восприятие органического мира и ее поэтическое повествование о росте и трансформации. Давиде Квайола (Davide Quayola) в работе Jardins d’Été использует технологические средства для фиксации незаметных человеку нюансов окружающей среды — так пейзаж предстает через «взгляд» машины.
Моделирование параллельных гибридных миров и цифровых вселенных — еще одна возможность для художников вообразить альтернативные модели развития жизни на Земле. В работе «Искатель бездны» (Abyssal Seeker) Джои Холдер (Joey Holder) глубокое море выступает как метафора предела человеческого знания, место вне категоризации и таксономии.
Окруженный шлемами виртуальной реальности и проводами и напоминающий символ «ноль», объект Recycle Group «Замкнутая система» (Closed System) представляет собой метафору непрерывной коммуникации внутри цифровой сети. Мотив «нулевой точки» отсылает к теме зарождения новой системы координат, где реальность переосмысливается через призму цифровых технологий. Инсталляция «Лес истекших ссылок» (Forest of Expired Links) переносит зрителя в искусственный ландшафт, напоминающий тропическую чащу, где вместо живых деревьев — конструкции из переработанного пластика. Эта заполняющее пространство работа становится метафорой медиированной реальности, в которой настоящая природа уступает место ее цифровым проекциям.
Цифровое искусство экспериментирует с жизнью в поврежденном мире и предлагает целый ряд интеллектуальных и чувственных стратегий, не ограниченных режимами научной объективности. Оно предоставляет пространство для работы с эмоциональной травмой изменения климата, загрязнения окружающей среды, утраты видов и незаменимо в сохранении нашей памяти о жизни на планете в целом.
Инсталляция 52 Гц (52 Hz) обращается к древнему японскому мифу о призрачном ките — гигантском скелете, возникающем из морской пучины как знак тревоги и возмездия. Скелетное тело инсталляции становится не просто формой, а пространством для размышления. Внутри него размещена металлическая цистерна, где звучит аудиоинсталляция.
Аудиовизуальная инсталляция adrift дуэта Metanoeia создана на основе генеративного алгоритма, имитирующего таяние ледников. Полнокупольный аудиовизуальный проект «Говорящее солнце» (Talking Sun) от Apollinaria и Kira G превращает естественные вибрации Солнца в сенсорную симфонию. Проект Озана Тюрккана (Ozan Turkkan) FLORA, фокусирующийся на фрактальной геометрической структуре природы и ее генеративной системе, посвящен исследованию цифрового архива биологических форм в природе.
Инсталляция «Точка Сингулярности» от студии Sila Sveta х МТС Live, которая уже привлекла внимание зрителей на фестивале INTERVALS, прошедшем в Нижнем Новгороде с 24 по 27 апреля, также является частью экспозиции. «Точка сингулярности» — художественная интерпретация идеи о происхождении Вселенной. Инсталляция представляет собой первую в России 360° LED-сферу диаметром 10 метров, полностью замкнутую изнутри.