Сегодня мы становимся свидетелями удивительного поворота в истории. Человечеству, возможно, впервые предстоит по-настоящему осознать свою целостность и взаимосвязь в поиске гармоничных форм коэволюции с Землей. Вопрос о будущем рода людского и планетарные проблемы выживания, объединяют разные страны, культуры и поколения в поиске ответов на главные вызовы современности. Биеннале экологического искусства является еще одним важным шагом на этом пути.
В фокусе главного проекта — тонкая оболочка Земли, сравнимая с кожным покровом, и его незаменимая роль в жизни планеты. Возникновение развитой биосферы, да и самой человеческой цивилизации, связано с почвенным слоем. Находясь в центре соприкосновения всех геосфер, он является пространством пересечения многих экологических систем, источником разнообразия природных видов и генетическим хранилищем жизни. Почва выполняет роль интерфейса, осуществляющего обмен между глубинной сферой Земли и «оболочкой мыслящей субстанции» — произведенного человеком планетарным слоем, включая техносферу.
Впервые понятие о почвах ввел выдающийся русский ученый Василий Васильевич Докучаев, предложив понимать под ними «вполне самостоятельные естественно-исторические тела, которые являются результатом сложного взаимодействия местного климата, растительных и животных организмов, состава горных пород, рельефа местности, и наконец, возраста страны».
Этимология слова «почвы» отсылает нас к таким значениям, как низ или опора — то, на что опора стопа, проявляя не утратившее и сейчас фундаментальный для человека смысл жизненного основания. Однако сегодня выражение «почва уходит из-под ног» как нельзя лучше описывает нестабильность и хрупкость нашего мира. Расширение процессов эрозии, загрязнения и деградации земель, исчезновение многих форм жизни, замена целых природных экосистем искусственными неизбежно приближают глобальный экологический кризис, противостоять которому возможно через переосмысление коллективных этических принципов и планетарных режимов ответственности.
Эти идеи стали поэтическим основанием для главного проекта биеннале, раскрывающего тему в самом широком диапазоне смыслов и практик.
Обращаясь к общим процессам эволюции, художественные проекты включают в свою оптику образы глубоких слоев планеты, древнего времени, исследуют «память почв», хранящую особенности формировавших ее процессов и истории земли в целом. Направляя взгляд в наше настоящее, авторов также интересуют последние эксперименты в области биогенетики, нейронауки, робототехники, симбиотические возможности природного и техногенного.
Многие размышления о «коже земли» касаются чего-то очень близкого, исконного, дающего жизнь всему живому. Благодаря земледелию возникла сама человеческая цивилизация, поэтому свои проекты авторы нередко адресуют к временам зарождения аграрных культур, к их реальным и мифологическим историям, локальным практикам и верованиям. Одновременно с этим, художники осмысляют такие актуальные темы, как последствия антропогенного воздействия на почву, неоколониальные методы использования ресурсов, отчуждение земель и экологические вопросы в аграрной сфере.
С помощью междисциплинарных подходов, проект объединит научные исследования и маргинальные формы знания, интерес к традиционным культурам и новейшим технологиям, рациональность и интуицию. Базируясь на принципах глубинной экологии, экософии и постгуманизма, он утверждает принципы экологической справедливости и партнерского взаимоотношения с природной средой, настаивает на равноценности человеческой и нечеловеческой жизни, формулирует новые этические основания нашего совместного бытия в мире.
Захра Аль-Гамди (Саудовская Аравия), Галина Андреева (Россия), Даня Антропов (Россия), Ифеома У. Аньяэджи (Бенин), Виталий Барабанов (Россия), Алексей Булдаков (Россия), Эльза Гийом (Франция), Иван Горшков (Россия), Маша Груздева (Россия), Пранай Дутта (Индия), Элина Зазуля (Россия), Дуня Захарова (Россия), Эрдал Инджи (Турция), Кван Йонг Чан (Республика Корея), Дмитрий Каварга (Россия), Эдгар Калель (Гватемала), Алексей Каллима (Россия), Сергей Катран (Россия), Александра Кехайоглу (Аргентина), Дарья Киселёва (Россия), Серж Клотти (Гана), Тимофей Караффа Корбут (Россия), Ирина Корина (Россия), Кирилл Котешов (Россия), Виктория Кравцова (Россия), Влад Кульков (Россия), Минерва Куэвас (Мексика), Олеся Лавриненко (Россия), Субаш Тхебе Лимбу (Непал), Пань Лун (Китай), Ана Мария Миллан (Колумбия), Юй Миньюэ (Китай), Мария Мичи (Россия), Ирен Мусина (Россия), Саша Нестёркина (Россия), Иван Новиков (Россия), Мишель О'Коннелл (США), Юмико Оно (Япония), Джузеппе Пеноне (Италия), Даня Пирогов (Россия), Николя Пирус (Франция), Ульяна Подкорытова (Россия), Джулия Помпильи (Италия), Василий Романенков (Россия), Елена Самородова и Сергей Сонин (Россия), Мария Серебрякова (Россия), Илья Сибиряков (Россия), Ван Сишун (Китай), Ким Сунним (Республика Корея), Андрей Сяйлев (Россия), Оланреваджу Теджуосо (Нигерия), Евгения Тут, Озан Тюрккан (Австрия), Елена Филаретова (Россия), Сергей Филатов (Россия), Дима Филиппов (Россия), Кристина Флорес Пескоран (Перу), Джои Холдер (Великобритания), Чарвей Цай (Тайвань), Лю Цзяюй (Китай), Йин-Цзу Чен (Тайвань), Владимир Чернышев (Россия), Роберт Чжао Жэньхуэй (Сингапур), Абдессамад Эль Монтасир (Марокко), Дишон Юлдаш (Россия), Устина Яковлева (Россия), Янкура (Республика Корея), ХО ГУЙ (Россия), FLOWGARDENZ (Россия), Recycle Group (Россия)